ТАИНСТВА ЦЕРКВИ

Под Таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В Таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В Таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти.

В Православной Церкви есть такие Таинства: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Брак, Священство.

В каждом Таинстве есть видимая сторона, то есть слова и действия участников, «вещество» Таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все Таинство. Собственно «тайной» и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия. Но в Таинстве преображается и воскресает вместе с душой и телесная оболочка человека: Таинство – не только духовное, но и телесное приобщение к дарам Святого Духа. Человек входит в божественную тайну всем своим существом, он погружается в Бога и душой, и телом, потому что тело тоже предназначено к спасению и обо́жению. В этом смысл погружения в воду (в Крещении), помазания миром (в Миропомазании), вкушения хлеба и вина (в Евхаристии). В будущем веке «вещество» таинства уже не нужно, и человек причащается не Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, но самого Христа непосредственно. Но пока мы в странствии, на земле, мы нуждаемся в видимых знаках Божьего присутствия: поэтому мы приобщаемся к Божественному естеству через воду, насыщенную Богом, через хлеб и вино, напоенные Им.

Совершителем любого Таинства является Сам Бог. Перед началом Литургии диакон говорит священнику: «Время сотворити Господеви» (Пс. 118:126); по-русски «время Господу действовать», то есть настало время, пришел час, когда действовать будет сам Бог, а священник и диакон – лишь Его орудия. И в момент преложения Святых Даров священник не действует сам, а только молится, призывая Бога Отца: «и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего». В чине Крещения священник произносит «Крещается раб Божий…», подчеркивая, что не он сам, а Бог совершает Таинство. По словам святителя Амвросия Медиоланского, «крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность Таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага – это Твой дар, Господи».

Игумен Иларион (Алфеев) 

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ К ТАИНСТВАМ

КРЕЩЕНИЯ И ВЕНЧАНИЯ

 

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16. 16).

«Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим. 10. 14).

Начало Церкви — события Пятидесятницы. Эти же события послужили началом апостольской проповеди (Деян. 2. 1-36), сутью которой стало как провозглашение Благой Вести об Иисусе Христе, так и поучение перед Крещением, пребывающих «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2. 37-38, 41-42).

Но Крещение само по себе не определяет приобщения человека к опыту Церкви, а воспринятое формально, вовсе не является гарантом спасения человека (ср.: Мф. 7. 21, Лк. 13. 25-27). «Что вы зовете Меня: «»Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» — вопрошает Христос (Лк. 6. 46).

Поэтому для вступления в Церковь необходима серьезная предварительная подготовка. С 2011 года Русская Православная Церковь восстановила традицию огласительных бесед перед Таинствами Крещения (для взрослых, детей, старше 12 лет, родителей восприемников младенцев), Венчания (для вступающих в брак), прерванную в годы Советской власти.

Беседы направлены на решение следующих задач:
-научить основам православной веры;
-объяснить смысл главных молитв: «Господи, помилуй», «Отче наш», «Символ веры»;
-подготовить к постоянному осознанному посещению богослужения, к личной молитве и посту;
-объяснить смысл и значение Церковных Таинств, их необходимость.
-объяснить смысл семейной жизни в свете православного учения, для готовящихся к Таинству Венчания;
-оказать молитвенную помощь тем, кто собирается принять Таинство Крещения, Венчания.

Критерием готовности к принятию Святых Таинств должно являться исповедование Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, твердое намерение жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры.

Таким образом, под Огласительными беседами в наше время необходимо понимать содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

(344)

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *